Игры для разума. Тренинг креативного мышления — Майкл Микалко

Игры для разума. Тренинг креативного мышления - Майкл Микалко (скачать)Креативными не рождаются — креативными становятся! Книга срывает с творчества покров тайны. Уникальная система логических и интуитивных упражнений любому человеку позволит развить нестандартное «вертикальное мышление»!
Метод Леонардо да Винчи, метод Сальвадора Дали, техники творческой инкубации и мозгового штурма — эти и многие другие упражнения помогут максимально использовать потенциал мозга и собственное подсознание. Вы сможете находить новые способы делать деньги и карьеру, превращать проблемы в возможности, действовать более продуктивно, побеждать конкурентов и создавать новые технологии.
Вам обеспечен невероятный творческий подъем, немыслимое количество новых идей и настоящий прорыв в будущее!

Предисловие к новому изданию

Генерал выбирает дорогу к безопасности или к гибели.

Сунь Цзы



Подумайте о деревьях вдоль дикого и овеваемого всеми ветрами озера. Эти деревья стоят так, что, когда дует ветер, они дружно сгибаются, и все силы в системе остаются в равновесии. Паттерн сгибающихся деревьев, растений и корней делает их самоподдерживающимся единым целым.

Теперь подумайте о наклонном участке земли, где имеет место эрозия. Там недостаточно деревьев, чтобы закрепить землю. Льет дождь, и потоки воды уносят землю, в результате чего образуются овраги. Здесь не хватает деревьев и растений. Земля не закреплена, потому что недостаточно корней или растений. Каждый раз, когда дует ветер или идет дождь, эрозия углубляется. Паттерн этой системы порождает такие силы, что в конечном счете они уничтожают саму систему. Это самоуничтожающаяся система. Она неспособна сдержать силы, которые возникают в ней.

Природе безразлично, созидательные эти паттерны или разрушительные. Ей важно, как происходит самоорганизация различных объектов, как они взаимодействуют, чтобы образовать устойчивые паттерны. Когда вы рассматриваете паттерны природы, их содержание проявляется только в динамике. В случае деревьев форма и содержание неразрывно связаны и не могут быть отделены друг от друга. Здоровый паттерн дружно сгибающихся деревьев создает гармонию и красоту, тогда как другой паттерн является разрушительным и уродливым.

То же самое происходит с людьми. В случае деревьев паттерны формируются под влиянием ветра, дождя, корней и эрозии; в случае людей паттерны, образующие человека, получаются из всей совокупности человеческих действий. Позитивный я‑образ подобен паттерну деревьев и ветра, он самоподдерживающийся и креативный; негативный я‑образ подобен паттерну оврагов и дождя, и он самодеструктивный.

Возьмите три чистых листа бумаги и положите их рядом на расстоянии несколько сантиметров друг от друга. Оставьте центральный лист чистым. На правом нарисуйте небольшую ромбовидную точку в середине страницы. На левом нарисуйте какую‑нибудь закорючку.

Какой лист бумаги больше похож на ваше настоящее «я»? Какой из этих трех листов лучше изображает вас в целом, со всеми вашими надеждами, страхами и слабостями на данный момент времени. Какой точнее представляет, как вы ощущаете себя?

Большинство людей выбирает закорючку или чистый лист. Почти никто не выбирает ромбовидную точку. Однако лист с этой точкой самый сосредоточенный и основательный и содержит в себе больше чувств и потенциальных возможностей. Чистый лист кажется пустым и бессмысленным. Лист с закорючкой производит впечатление беспорядка и нелогичности.

Вы можете усомниться в том, что эти описания точны. Чтобы убедить вас, позвольте предложить вам мысленный эксперимент. Предположим, что вы находитесь рядом с человеком, которого вы любите больше всех на свете. И предположим, что вы подготовили три листа бумаги, которые мы только что рассмотрели. Вообразите, что вас попросили дать лист бумаги, который больше всего выражает вашу любовь к этому человеку. Какой из трех вы дадите? Скорее всего, вы дадите лежащий справа, потому что он воспринимается как ценный, стоящий того, чтобы его отдать, и наиболее значимый.

Большинство из нас чувствует пустоту и нелогичность в своей жизни, и именно поэтому мы рассматриваем себя как чистый лист или закорючку, а не ромбик. Мы знаем, что хотели бы выбрать ромбовидную точку, но каким‑то образом наше самоощущение заставило нас чувствовать себя недостойными, и поэтому мы рационалистически объяснили, почему выбрали закорючку или чистый лист. В жизни происходит то же самое.

Нас неявно учат, что мы существуем и есть такие, какие есть. Нас приучили к мысли, что все люди – лишь отражение своих генов, окружения и природы. Мы вынуждены быть объектами. Нас учат говорить «мне» вместо «я». Когда вы говорите о самом себе «мне», вы ограничиваете себя. Говоря «мне», вы всегда ограничены, поскольку становитесь пассивным объектом,  а не активным субъектом.  Когда вы говорите «мне», вы не действуете; при этом на вас действуют внешние силы.

Когда вы рассматриваете себя как объект, вы принимаете на веру описания, которые вам дают другие люди (родители, преподаватели, ровесники, коллеги и т. д.). Вы становитесь теми, кем вас считают. Вы можете хотеть стать артистом, но другие могут сказать вам, что у вас нет таланта, образования или темперамента, чтобы быть артистом. Ваше «мне» скажет: «Кем ты себя считаешь? Ты всего лишь обычный человек. Вернись к реальности».

Ричард Коуэн – автор книги «Оглушенный: подняться над болезнью», и его жизнь определяется болезнью. У него множественный склероз, он фактически слепой, почти немой и страдает хронической болью, которая не дает ему спать и постоянно изнуряет его. Два случая рака толстой кишки за прошлые пять лет привели к расстройству кишечника. И хотя в настоящее время у него нет рака, он все равно испытывает постоянный дискомфорт. Коуэн работал режиссером в CBS,  пока не стал инвалидом. Устранение из многих видов деятельности из‑за хронической болезни и физической нетрудоспособности первоначально вызвало ощущение никчемности. Друзья и родственники советовали ему обратиться за профессиональной помощью к психологам, но он отказался. Он чувствовал, что психологи всегда сосредоточиваются на проблемах, объясняют, почему вы чувствуете себя никчемным и почему вы в этом не виноваты. Он не видел никакого смысла в такого рода лечении. Коуэн понимал неизбежные последствия болезни, но он также понимал, что только он сам может управлять своей судьбой. Коуэн говорит: «Лишь одно я могу контролировать всегда – то, что происходит в моей голове. Первым делом я подумал о том, кто я такой и как я могу победить болезнь. Выбирая чувства на сознательном уровне, я способен управлять перепадами настроения и большую часть времени чувствовать себя хорошо». Он культивировал в себе позитивное отношение к жизни, интерпретируя все переживания позитивным образом.

Он сказал, что его жизнь похожа на корабль при качке. Вы можете поскользнуться. Вы хватаетесь за что попало. Вы можете упасть. Вам нужно постоянно заставлять себя вставать и идти дальше. Но он сказал, что в конечном счете самое волнующее ощущение в жизни он испытывал, когда вставал и с улыбкой шел дальше.

Ричард Коуэн – «субъект» своей жизни, и он сам управляет собственной судьбой. Люди, которые живут как субъекты, удивительно энергичны и креативны. Однажды, дождливым вое‑кресным днем в одном кафе в Старом Монреале, я видел, как женщина встала из‑за столика и, без какой‑либо видимой причины, начала петь арию из оперы. На ее лице была уверенная улыбка, и я понимал, что она чувствовала себя при этом совершенно непринужденно. На ней была великолепная широкополая шляпа, ее руки были протянуты вперед в экспрессивном жесте, и она совершенно не обращала внимания ни на что, кроме происходившего в ней и вокруг нее в ту секунду.

Читая это, вы можете подумать о знакомых вам людях, которые энергичны и, напротив, скучны. Эта женщина была удивительно Жива и креативна. Когда вы встречаете людей, подобных Ричарду Коуэну или этой женщине в Монреале, у вас возникает смутное чувство, что вы «должны быть» чем‑то большим. Вам уже знакомо это чувство. Оно возникает, когда вы узнаете в других качество, которое вы страстно хотите иметь в себе. Ощущение, что вы должны равняться на кого‑то, кажется настолько тривиальным, настолько основополагающим, что вы не осмеливаетесь сознаваться в этом другим людям. Вы стремитесь стать более живым и креативным в своей личной и деловой жизни. Это чувство – наиболее простое, которое только может быть у человека. Это ощущение такое же простое, как ощущение собственного благополучия.

Это чувство нелегко выразить словами. Человек, который считает себя субъектом,  откровенен, восприимчив, искренне инициативен, свободно воспринимает ситуацию и ищет способы решить проблемы и добиться цели. Человек, считающий себя объектом,  подавлен, неудовлетворен, управляем, действует по команде или из страха, имеет ограниченный кругозор и всегда пытается объяснить, почему невозможно решить проблемы или добиться цели. Такие люди не могут жить как свободные и счастливые люди; они ограничены и порабощены собственными установками.

Когда вы посмотрите на поведение таких гениальных личностей, как Леонардо да Винчи, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо и т. д., вы обнаружите, что, подобно паттернам деревьев, форма и содержание их поведения неразрывно связаны между собой и не могут быть отделены друг от друга. Творческие люди радостны и уверены в себе. Они смотрят на то, «что есть» и «что может быть», а не на то, «чего нет». Вместо исключения возможностей творцы допускают все возможности, и реальные, и предполагаемые. Они хотят интерпретировать свой собственный мир, а не полагаться на интерпретации других. И что самое важное, творцы креативны, потому что они считают себя креативными.

Можете ли вы вообразить Винсента ван Гога, жалующегося на невозможность продать свои картины как на свидетельство отсутствия у него таланта? Томаса Эдисона, разочаровавшегося в своей идее создания лампочки, когда он потерпел неудачу 5000 раз? Леонардо да Винчи, который слишком стесняется претендовать на многое из‑за отсутствия образования? Альберта Эйнштейна, который боится выглядеть глупым из‑за того, что клерк из патентного бюро будет представлять теорию мироздания? Ми‑келанджело, отказывающегося расписывать потолок Сикстинской капеллы, потому что он никогда не рисовал фрески? Плачущего и причитающего Моцарта, обвиняющий несправедливый мир в своей бедности? Уолта Диснея, разочаровавшегося в своем воображении, когда его уволили с первой работы газетного редактора, потому что у него не хватало фантазии? Генри Форда, отказавшегося от своей мечты после того, как специалисты объяснили ему, что у него нет капитала, чтобы выдержать конкуренцию в автомобильной промышленности? Или подавленного Пабло Пикассо, бредущего по улице с опущенной головой и считающего, что никто его не замечает?

Невозможно быть креативным, если вы настроены негативно. Большинство людей предполагает, что установки влияют на поведение, и это верно. Но также верно, что поведение определяет установки. Вы можете выработать у себя новую установку через притворные или искренние действия. Мы сами выбираем свой настрой – позитивный или негативный.

Каждый раз, когда мы притворяемся, что у нас есть определенная установка, и выражаем это в телодвижениях, мы запускаем созданные нами эмоции и усиливаем установку, которую хотим культивировать у себя. Задумайтесь на мгновение о различных встречах – визитах, свиданиях, обедах с друзьями, собраниях, вечеринках по случаю дня рождения, свадьбах и т. д. Даже когда мы печальны или подавлены, эти случаи вынуждают нас вести себя так, как будто нам весело. Видя лица, позы и голоса других людей, мы подсознательно подражаем их реакциям. Мы синхронизируем свои движения, позы и тон голоса с чужими. Таким образом, имитируя поведение веселых людей, мы сами становимся веселыми.

Мы рождаемся не по своей воле. Мы не выбираем своих родителей. Мы не выбираем историческую эпоху, страну рождения или непосредственные условия воспитания. Мы не умираем, по крайней мере большинство из нас, по своей воле; мы также не выбираем время или обстоятельства своей смерти. Но в пределах этого царства предопределенности мы выбираем, как нам жить: целеустремленно или полагаясь на волю случая, радостно или уныло, надеясь или отчаявшись, с юмором или с печалью, с позитивной установкой или с негативной, с гордостью или со стыдом, с вдохновением или с пораженческим настроением и с честью или с позором. Мы определяем то, что делает нас значимыми или ничтожными. Мы принимаем решение быть креативными или равнодушными. Независимо от того, насколько безразличным к нашим решениям может быть окружающий мир, эти решения должны принять мы сами. Мы решаем. Мы выбираем. В конечном счете, наша собственная креативность определяется тем, что мы решаем делать или не делать. И когда мы решаем и выбираем, определяется наша судьба.

Игры для разума. Тренинг креативного мышления — Майкл Микалко (скачать)


Другие интересные материалы:

Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка — Кен Робинсон, Лу Арон... В этой книге излагаются не только теоретические вопросы воспитания и обучения. Предложенные в ней практические шаги позволят вам стать лучшими учителя...
Сила личности. Как влиять на людей и события — Роб Янг... Каждый из нас уникален. Мы обладаем индивидуальными качествами и характеристиками, которые можем использовать для продвижения вперед. Главное – знать,...
Муза и чудовище. Как организовать творческий труд — Яна Франк... Людям творческим трудно использовать традиционные приемы тайм-менеджмента. Но без порядка в делах и им не обойтись. Эта книга предназначена именно для...