Мед. Мифы и реальность — Неумывакин И.П.

Мед. Мифы и реальность - Неумывакин И.П.Очередная книга профессора И. П. Неумывакина посвя­щена уникальному природному продукту — мёду. Автор рас­сказывает о богатейшем опыте лечебного использования мёда, накопленном человечеством, а также о полезных свойствах других продуктов пчеловодства. Книгу отличает комплексный подход автора к вопросам здоровья: большое внимание уделя­ется организации правильного образа жизни, без которого любое самое эффективное средство не может быть реализова­но полностью.

Введение

Я вспоминаю свое детство — в деревнях тогда (да и сейчас) в качестве сладкого готовили сушеную дыню, варенье, вываривали арбузный и фруктовые соки. И хотя все это было желанным лакомством, ничто не могло заменить созданный самой природой мед. Слово «мед» ассоциируется не только со слад­ким вкусом, но и тем блаженством и умиротворен­ным покоем, который наступает после его приема — природа так распорядилась, что в основе жизнедея­тельности клетки лежит глюкоза, энергетическое средство, и любой съеденный вами продукт превра­щается в нее.

В Киргизии, на моей родине, многие мои друзья, демобилизовавшись, да еще с грузом болезней, стали заниматься пасекой. Кто бывал в горах Киргизии, тот помнит богатейшее альпийское разнотравье, с ранней весны (в низинах) и до середины лета, а то и до самой осени (на высоте до 3-4 тысяч метров над уровнем моря) радующее глаз, когда от самого воздуха балде­ешь — хочется его просто пить! Собранный на разно­травье в Киргизии мед может сравниться разве что с алтайским медом.



Разумеется, работа на пасеке требует определенной жертвенности (жизнь практически в полевых услови­ях, вдали от дома, обязательно рядом со специалистом, наличие транспорта, вначале определенные затраты и т. д.), то есть добыча меда — довольно тяжелый труд, и все-таки игра стоит свеч. Замечено, что все, кто име­ет дело с пчеловодством, становятся здоровее, чему способствует работа на свежем воздухе, постоянная физическая нагрузка при уходе за ульями, забота о других (в частности, и о пчелах), наконец сам мед — уникальный дар Природы. К тому же пасечнику про­сто некогда думать о себе и о своих болезнях — и че­ловек становится здоровым.

К сожалению, не все могут держать пасеку. Одна­ко каждый может с помощью меда поправить свое здо­ровье, воспользовавшись рекомендациями этой кни­ги. Судите сами, стоит ли искать спасение в синтети­ческих лекарствах, когда многие из них можно успешно заменить медом, в составе которого изуми­тельно сочетаются макро- и микроэлементы, витами­ны, аминокислоты, другие ценнейшие и необходимые организму человека вещества, способные восста­навливать обменные процессы, улучшать здоровье в целом. Конечно, вы не найдете здоровье на дне ме­дового бочонка буквально — дары не падают с неба. Ведь даже чтобы добыть мед, нужно, как я уже ска­зал, потрудиться. Однако сочетая употребление меда с обеспечением других факторов здоровья — здоровой жизненной средой, двигательной активностью, рацио­нальным питанием и другими — вы, несомненно, по­влияете на свое самочувствие самым лучшим обра­зом. Замечу только, что, отдавая меду предпочтение перед другими сладкими продуктами, не надо зло­употреблять им. Все должно быть в меру.

Глава 1
«ВНУТРЕННОСТИ СЛЕДУЕТ ОРОШАТЬ МЕДОМ»

Сегодня каждый знает или хотя бы слышал об ис­ключительной полезности меда. Однако зародилось это знание в глубокой древности. Редкий врачеватель и философ древности не воспел выдающиеся обще­укрепляющие и лечебные свойства этого уникально­го природного продукта. «Внутренности следует оро­шать медом, а наружность маслом» — поэтически ут­верждал свыше ста лет проживший древнегреческий философ Демокрит. О том же еще раньше говорил и знаменитый математик Пифагор, считавший, что именно благодаря систематическому употреблению меда он смог дожить до глубокой старости, сохранив при этом ясность мысли.

Почти всеми народами мед еще в древности при­менялся с лечебной целью.

В египетской медицинской «Книге о приготовле­нии лекарств для всех частей человеческого тела», на­писанной 3,5 тысячи лет тому назад, приводится мно­жество рецептов, в состав которых входит мед. В ней рассказывается о медолечении желудочных, почеч­ных, глазных и других заболеваний, а также даются указания о местном применении меда, нз которого можно делать мази, пластыри, припарки и другие ле­карственные формы.

В древней китайской книге «Описание растений и трав бога плодородия» упоминается, что мед «вылечивает внутренние органы, придает силу, сни­жает жар», а также говорится, что «продолжительное употребление его закаляет волю, придает легкость телу, сохраняет молодость, продлевает жизнь».

В сохранившемся старинном индийском медицин­ском трактате «Люрведа» («Книга жизни») говорит­ся, что продлить жизнь человека можно особым элик­сиром и диетой, в составе которой молоко и мед. «Аюрведа» же считала мед с молоком лучшим сред­ством против истощения организма и туберкулеза. А в священной книге «Напиток бессмертия» сообщает­ся, что мед входит в состав самого сильного и укреп­ляющего организм средства, подобного знаменитой греческой амброзии.

Большим доверием мед в качестве лекарственного средства пользовался в греческой античной медици­не. Выше уже говорилось о высокой оценке этого при­родного продукта Пифагором и Демокритом. А вот другого знаменитого древнегреческого философа и ученого — Аристотеля, чей отец, Никомах, был врачом при дворе македонских царей, называли даже «Солн­цем древнего пчеловодства», и он был убежден, что мед имеет особенные качества, являющиеся искл юш гтель- но благоприятными для человеческого организма.

Успешно применял мед при многих заболеваниях и Гиппократ, известный как реформатор древней ме­дицины. Например, в своем сочинении «О ранах» он указывает: «Лекарство для застарелых ран, для све­жих ран, для крайней плоти, для ран головы и уха — сушеная желчь быка, первосортный мед, белое вино, в котором сварены опилки лотоса, ладан и столько же мирры, столько же шафрана, медный цвет; то же и для жидкостей: вина больше всего, на втором месте — мед; меньше всего — желчи.

Еще лекарство: вино, кедровый мед, твердые веще­ства: медный цвет, сухая кора граната. Еще: жареного медного цвета полчасти, мирры одна часть, шафрана гри части, немного меду — все варится с вином.

Еще: толкут зеленую кору фиговых ветвей в соку фигового дерева и применяют ее с вином или без вина с медом.

Еще: берут зерна очень сухой соли, насколько мож­но одинаковой величины и небольшие, бросают их в медный или новый глиняный горшок, потом берут первокачественного меда вдвое больше, чем соли, и наливают его на соль: ставят горшок на уголья и ос­тавляют его так, пока не будет пережжено. Потом впи­тывают губкой жидкое содержимое раны, вычищают ее и применяют повязку, как в предыдущем случае, но стягивают немного покрепче. Застарелые раны, по­мещающиеся на голенях, иногда становятся кровото­чащими и черными; растереть цвет донника, смочить его медом и пользоваться как пластырем…».

Отмечал Гиппократ и то, что «медовый напиток, выпиваемый в острых болезнях в продолжение всей болезни, для тех, которые накопляют горькую желчь и у которых увеличиваются внутренности, менее при­годен, чем для не имеющих всего такого. Однако он возбуждает жажду меньше, чем сладкое вино, ибо он смягчает легкое и изводит мокроту и успокаивает ка­шель. Действительно, он имеет какое-то чиститель­ное свойство, потому что делает мокроту сверх меры клейкою. Медовый напиток вызывает мочу в доста­точном количестве, если только не препятствует что- либо со стороны внутренностей». Говоря же о лече­нии легочных заболеваний, Гиппократ пишет: «Пи­тье уксуса медового, называемого оксимель, имеет, как ты убедишься, многоразличную пользу в этих болезнях, ибо выводит мокроту и делает легким ды­хание».

Мед. Мифы и реальность — Неумывакин И.П. (скачать)