Педагогическая психология — Выготский Л.С.

Педагогическая психология - Выготский Л.С.Книга содержит основные научные положения крупнейшего отечественного психолога Льва Семеновича Выготского (1896-1934), касающиеся связи психологии с педагогикой, воспитания у детей внимания, мышления, эмоций.

В ней рассматриваются психолого-педагогические проблемы трудового и эстетического воспитания школьников, учета их одаренности и индивидуальных особенностей в процессе обучения и воспитания. Особое внимание уделяется изучению личности школьников и роли психологических знаний в учительском труде.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая книга ставит себе задачи главным образом прак­тического характера Она хотела бы прийти на помощь нашей школе и рядовому учителю и способствовать выработке науч­ного понимания педагогического процесса в связи с новыми данными психологической науки.



Психология сейчас переживает кризис. Пересматриваются самые коренные и основные ее положения, и в связи с этим и в науке и в школе царит полнейший разброд мысли. Доверие к прежним системам подорвано. Новые еще не сложились на­столько, чтобы могли отважиться на выделение из себя при­кладной науки.

Кризис в психологии неизбежно означает кризис и для сис­темы педагогической психологии и перестройку ее с самого на­чала. Однако новая психология в этом отношении счастливее своей предшественницы — в том смысле, что ей не придется «делать выводы» из своих положений и отклоняться в сторону, когда она захочет применить свои данные воспитанию.

Педагогическая проблема стоит в самом центре новой пси­хологии. Учение об условных рефлексах представляет собой ту базу, на которой должна быть построена новая психология. Условный рефлекс есть имя того механизма, который от биологии переносит нас к социологии и позволяет выяснить са­мую сущность и природу воспитательного процесса

Надо сказать прямо, что педагогическая психология как на­ука сделалась возможна с этим открытием До тех пор она была лишена необходимого основного принципа, способного объе­динить в ОДНО целое те отрывочные фактические сведения, ко­торыми она пользовалась.

Ныне главнейшей задачей курса должно сделаться стремле­ние выдержать такое научно-принципиальное единство при анализе отдельных элементов воспитания и при описании раз­личных сторон педагогического процесса.

Чрезвычайно важно показать с исчерпывающей научной точностью, что воспитание, чего бы оно ни касалось и какие бы ни принимало формы, всегда имеет в конечном счете в своей основе механизм воспитания условного рефлекса.

Однако было бы неправильно видеть в этом принципе все- объясняющее и всеспасающее средство, какое-то магическое «Сезам, отворись» новой психологии Дело в том, что педагоги­ческая психология по самому существу своей задачи имеет дело с фактами и психологическими категориями более сложного ха­рактера и порядка, чем отдельные изолированные реакция или рефлекс и вообще нежели те, до исследования которых дошла нынешняя наука о высшей нервной деятельности человека Педагогу приходится иметь дело с более синтетическими формами поведения, с интегральными реакциями организма Поэтому учение об условных рефлексах, естественно, может составить только основу и фундамент для настоящего курса При описании и анализе более сложных форм поведения при­ходится использовать в полной мере весь научно достоверный материал прежней психологии, переводя старые понятия на новый язык.

При этом автор стремился всегда обнаружить и показать двигательную, рефлекторную природу всякой такой формы по­ведения и тем самым связать ее с основными и исходными точ­ками зрения на предмет.

Вместе с Мюнсгербергом он полагает, что прошло то время, когда «вся двигательная сторона казалось неважным придат­ком, без которого душевная жизнь могла бы точно так же идти своим порядком. Теперь все ставится наоборот Теперь именно активное отношение и действие принимаются за те условия, которые лают действительную возможность для развития нсггт ральных процессов. Мы мыслим, потому что мы действуем« (1910, с. 118).

Что касается терминологии, автор нигде не боялся сохранять старую, видя в ней наиболее понятный, удобный и экономный способ описания многих явлений, который должен быть времен­но использован, впредь до выработки нового научного языка Со­здавать новые слова и названия представлялось автору ложной претензией, потому что везде при описании явлений приходи­лось брать не только старое имя, но и прежний материал Пред­ставлялось поэтому более удобным всякий раз расшифровывать истинное содержание и старого термина, и самого материала.

Поэтому книга носит явные следы той научной эпохи пере­лома и кризиса, когда она создавалась.

При этом, как во всяком систематическом курсе, автору ча­сто приходилось излагать чужие взгляды и быть переводчиком чужих идей на свой язык Собственные соображения автор вы­нужден был высказывать попутно и объединять с чужими. При всем том автор полагает, что на настоящую книгу следует смот­реть как на некоторый новый опыт построения курса педагоги­ческой психологии, как на попытку создания учебника нового типа.

Самый выбор системы и расположения материала представ­ляет новый и еще не осуществленный опыт большого синтеза разных научных фактов и данных и фактов.

Педагогическая психология — Выготский Л.С. (скачать)


Другие интересные материалы:

Этногенез и биосфера Земли — Гумилев Лев Книга посвящена проблеме возникновения этносов на Земле и их взаимоотношениям с Землей, с природой. Автор не возвращается к средневековым воззрения...
Третье человечество — Вербер Бернар 2 года работы. 20 лет спустя после эпопеи «Муравьи». Новая грандиозная сага, в которой есть и муравьи, и Атлантида, и новые идеи, и новая вселенная....
И ботаники делают бизнес — Котин Максим Книга Максима Котова “И ботаники делают бизнес” открыла новый взгляд на бизнес и его основы. Многие, прочитав эту книгу, решили открыть свой бизнес. Э...