Происхождение личности и интеллекта человека — Невзоров А.Г.

Происхождение личности и интеллекта человека - Невзоров А.Г.В книге Александр Невзоров — режиссер, сценарист, писатель, член Всероссийского научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов — предлагает отчетливые, развернутые трактовки таких понятий, как «сознание», «разум», «личность», «мышление» и «интеллект», основанные только на тех открытиях, которые были сделаны классическими школами нейрофизиологии, и на естественнонаучной трактовке любых процессов в головном мозге человека или иного млекопитающего животного.

«У меня давно была потребность в данной книге, — рассказывает Невзоров. — Честно говоря, я бы предпочел, чтобы её написал кто-нибудь другой, а я бы получил её уже в готовом виде. Я не ищу лишней работы, да и полагаю, что подобные книги должны делать те, чьей прямой обязанностью это является».

В этом высказывании Невзорова, как и в последовавшей после выхода книги её защите от острой критики со стороны учёных, явно выражено сожаление. По мнению журналиста, который также является членом Всероссийского научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов, сегодня рядовые читатели испытывают голод по научно-популярной литературе в области изучения мозга, которую должны создавать, прежде всего, люди науки.



Более-менее серьёзно учёные начали изучать мозг лишь в XIX веке — ранее он считался малозначимым органом. Столь поздним обращением к главному управляющему телом центру публицист объясняет то влияние, которое до сих пор оказывает на сознание людей религия, на протяжении веков считавшая вместилищем души человека сердце.

Происхождение личности — попытка дать определения таким понятиям, как сознание, разум, личность, мышление и интеллект, не затуманенные психологией и тем более религией, объяснить происхождение интеллекта исключительно с позиций классической нейроанатомии и нейрофизиологии на основании данных исследований крупнейших мировых учёных.

«Я выступаю всего лишь в роли кладовщика, который, гремя ключами, может провести вас по закромам, где пылятся гениальные открытия», — заключает автор.

О «безразличии» нейронов

Запах самки и страница Шекспира, кожный зуд и математическая формула — всё это разносильные, но вполне равноправные раздражители, вызывающие рефлекторные ответы той или иной степени сложности. Но не более того. [За 150 лет изучения мозга] не возникло никаких подтверждённых данных о том, что нейрон хоть как-то «познаёт природу» раздражения или вообще ею «интересуется». Академический статус получила гипотеза, согласно которой, сигналы в нейронах высоко стереотипны и одинаковы для всех животных, а синаптические связи имеют идентичный механизм у всех живых существ. Механизм сокращения-расширения синаптической щели, движения митохондрии, поведения синаптических пузырьков при нейронной связи, происходящей в ганглии саранчи, практически подобен тому же механизму в мозгу рыси, акулы или человека, хотя характеристики раздражителей для трёх перечисленных видов радикально разнятся.

О вторичности любого интеллекта

По сути, любой интеллектуальный акт homo всегда, мягко говоря, «вторичен», так как является лишь комбинацией-рекомбинацией ответов, понятий, номинаций, образов etc, которые были созданы до момента данного комбинирования (интеллектуального акта), то есть индивидуальность творчества, науки и так называемых событий внутреннего мира человека является не более чем фигурой речи.

Об агрессии как основе поведения человека

Возможно, будет совершенно лишним напоминание, что все воинские подвиги homo (от Илиады до Сталинграда) — это прямые дети хищнической агрессии, причём в самом её чистом, первородном виде, восходящем из палеозоя. Возможно, это покажется парадоксальным, но полагаю, что именно хищническая агрессия является матерью и столь ценимых качеств, как самопожертвование, бескорыстие, благородство, целеустремлённость, сострадание и другие добродетели.

О маскировке агрессии добродетелью

Социализация несколько сместила ориентиры и переоценила ценности. Объектом охоты в социализированном мире homo, основной сверхценной добычей становится уже не кролик или бегемот, а общественное одобрение (так называемые слава, признание, уважение, поклонение etc). Именно эта добыча обеспечивает доминацию, власть и дивиденды. Но охота на общественное признание сложна и тонка, она требует особой изобретательности, как раз и порождающей различные «самопожертвования», «бескорыстия» и другие специфические, ярко контрастные и в силу этого часто успешные вариации поведения homo. Особо сложная цель порождает и предельно сложный инструментарий для её достижения, то есть так называемые добродетели.

Об универсальности агрессии

Нет никакой принципиальной биологической разницы меж десятью пальцами Эйнштейна, в 1921 году принимающими диплом нобелевского лауреата, и 220-ю зубами Varanosaurus, 300 млн лет назад терзающего ими брюхо тихого мохоеда Moschops [доисторические животные]. И та и другая добыча (как диплом, так и брюхо мосхопса) есть результат проявления примерно одних и тех же качеств, правильно направленной, концентрированной агрессии достижения цели.

Означении внутренней речи для рождения интеллекта

Совершенно особую роль сыграла «внутренняя речь» (то есть мышление); благодаря ей древнейшая функция мозга «зазвучала» и сделала саму себя предметом своего же пристального и агрессивного внимания. Самоосознание превратилось из будничного нейрофизиологического процесса в очень увлекательное занятие. Как мы знаем, речь является символизацией существ, свойств, явлений, предметов, действий, то есть вербальным дубликатом реальности. Зависимость же организма от среды абсолютна ещё с протерозоя.

Именно она определяет, жить или нет существу, и то, какие усилия должны быть им затрачены, чтобы адаптироваться к ней или пытаться ей противостоять. По той причине, что мышление оказалось превосходной питательной средой для прогностизма, который по самой своей природе склонен к драматизации и обострению, так как любое животное все обстоятельства и нюансы мира воспринимает прежде всего соотносительно с благом собственной биологической индивидуальности и во всём справедливо ищет скрытые и явные угрозы. Нет никаких сомнений в том, что сравнительно с другими животными прогностизм мыслящих homo стал драматичнее и изощреннее. Благодаря системе номинаций и знаний прогнозы стали значительно точнее, следовательно, пессимистичнее.

О влиянии на человека его знания о смерти

Узнавание жизни обрекло человека на такое знание смерти, которое было недоступно никакому другому животному; теперь образ смерти стал растворён практически во всяком событии, явлении или вещи. Этот образ превратился в вечного спутника, в хитрого, жестокого, злонамеренного и неумолимого преследователя, а жизнь человека — в ускользание от него.

О религиях

Религии спровоцировали человека и на постоянное драматическое прогнозирование того, как его действия и желания оцениваются опасными сверхъестественными существами, во власти которых он находится.

О лживости

Имущественные, половые, хищнические, межсамцовые, территориальные, иерархические агрессии, естественно, стали стержнем и содержанием всех социальных игр человека. Впрочем, сама по себе сила агрессий не гарантировала успешность в этих играх, и тогда поиск преимуществ развил так называемую лживость — свойство тем более эффективное, чем лучше были спрогнозированы его последствия. Это явление прекрасно отработано эволюцией в мимикрии рыб и насекомых, оно присутствует и в брачном, и в охотничьем, и в конфликтном поведении многих животных, а в человеческой культуре ложь развилась в столь важный фактор, что сегодня «неспособность ко лжи» является диагностическим признаком таких заболеваний, как синдром Аспергера и других разновидностей аутизма.

О труде

Труд был особым, «обоюдоострым» фактором. Он спровоцировал как простое (трудовое) прогнозирование, так и сложное (социальное), порождённое желанием освободиться от труда в целом или от наиболее тягостных его вариаций. Я думаю, возникновение общественных отношений (сословий, классов, династий, иерархий, собственности и права) — это прежде всего история желания и умения части homo уклониться от необходимости труда.

Происхождение личности и интеллекта человека — Невзоров А.Г. (скачать)