Психология тела — Александр Лоуэн

Психология тела - Александр ЛоуэнИзвестнейший психолог, основатель мощного направления современной психотерапии подводит итог работы всей своей жизни. На многочисленных убедительных примерах он показывает, как объединив сексуальность и духовность, любой из нас может вернуться к естественной и совершенной жизни.

Тело и душа, мораль и секс — гармонично взаимопроникают и взаимодополняют друг друга в естественном состоянии. И о том, как достичь этого, и написана эта книга.

Прочтите эту книгу — она может по-настоящему обновить ваше сердце.



В этой книге я попробую показать, что здоровье имеет духовную сторону. Мы увидим, что субъек­тивное ощущение здоровья — это чувство удоволь­ствия, получаемое от тела, которое иногда дости­гает степени радости. Именно в таких состояниях мы ощущаем связь со всеми живыми существами и со всем миром. Боль, напротив, изолирует нас от других. Когда мы болеем, у нас не только появля­ются симптомы болезни, но мы также оказываемся изолированными от мира. Мы увидим также, что здоровье проявляется в грациозных движениях тела, в «сиянии» тела, а также в его мягкости и тепле. Полное отсутствие этих качеств означает смерть или смертельную болезнь. Чем мягче и пла­стичнее нате тело, тем ближе мы находимся к здо­ровью. С возрастом наше тело грубеет, мы прибли­жаемся к смерти.

Олдос Хаксли описывает три вида грации: гра­ция животных, человеческое обаяние и душевное обаяние, или благодать. (Aldous Huxley, The perennial Philosophy, New York, 1954.) Душевное обаяние связано с чувством удовлетворения выс­шего порядка. Обаяние человека выражается в его отношении к другим, и его можно точнее опреде­лить как доброту и личное обаяние. Обаяние жи­вотных известно нам из наблюдений за их жизнью на свободе. Я люблю наблюдать за белками, игра­ющими среди деревьев. Немногим людям удается хотя бы приблизиться к грации белок и их уверен­ности в движениях. Ловкий полет ласточек вызы­вает у пас восхищение. Все дикие животные име­ют прекрасную способность отлично двигаться. Согласно Хаксли, истинная грация человека появ­ляется, когда он «открывается духу солнца и воз­духа» вместо того, чтобы уродовать свое тело и ме­шать проявлению нашей врожденной духовности.

Однако люди не живут и наверняка не в состоя­нии жить в той плоскости, что и дикие животные, которым (по Хаксли) принадлежит вся полпота животной грации. Такова природа человека, он должен жить сознательной жизнью. Это означает, как пишет Хаксли, что «животная грация уже не­достаточна для жизни и должна быть дополнена сознательным выбором между добром и злом». Возможно ли естественное поведение, полное оба­яния, если нет основы — обаяния тела? Когда че­ловек сознательно принимает стиль поведения, исполненный грации, но она не исходит из чув­ства телесного удовольствия, его обаяние всего лишь фасад, построенный для того, чтобы удив­лять и привлекать окружающих.

Психология тела — Александр Лоуэн (скачать)